Navigation: History
   
   


В начало
The Golden Kagyu Garland

 
   
    Введение


Структура Тибетского буддизма основана на понятии «передачи» – когда учения и методы передаются от учителя ученику, который, в свою очередь, вручает эти учения своим ученикам. Передача дала рост множеству «линий преемственности» – последовательностей передачи мудрости Дхармы от одного великого мастера к следующему. Мастерами часто являлись «ламы-воплощенцы» со сменяющимися «держателями линии», поддерживающими передачу в период от смерти до достижения необходимого возраста следующим воплощением.
Школа Карма Кагью Тибетского буддизма – пример такой линии. Кармапа, который стал первым сознательно перевоплощающимся ламой в XII веке, и сейчас находится в семнадцатом воплощении, является хранителем учений. Держателями линии преемственности являются воплощающиеся ламы-тулку: Шамар Ринпоче, Тай Ситу Ринпоче, Джамгён Конгтрул Ринпоче и Гьялцаб Ринпоче.
Иногда Карма Кагью называют Линией Нашёптывания, не потому что мастер в буквальном смысле нашептывал поучения своему ученику, но скорее имея в виду непрерывную устную передачу близким ученикам.

Среди четырех основных школ Тибетского буддизма линия Карма Кагью является йогической передачей. Она включает как старые (Ньингма), так и новые (Сарма) учения, достигшие Тибета. Будучи сильно ориентированной на практику, Кагью называют школой «устной передачи» или школой «совершенства». Происхождение линии Кагью относится к IX веку – времени расцвета Тантрического буддизма в Индии. Первым учителем линии был Тилопа, известный йогин и махасиддха. Тилопа получил передачу непосредственно от Будды Держателя Алмаза (санскр: Ваджрадхара), Будды, символизирующего Дхармакайю, окончательную реализацию ума. Тилопа, в свою очередь, дал устные поучения Наропе, который до встречи с учителем был ректором Университета Наланда в Индии. Двенадцать лет служения Наропы Тилопе считаются великим примером преданности своему учителю.
Первым тибетцем, получившим учения от индийских мастеров, был Марпа-переводчик, так названный за свои пешие путешествия в Индию в поисках своего учителя Наропы, терпеливую практику и перевод поучений Великой печати (Махамудры) на тибетский язык. Марпа был домохозяином и землевладельцем, собравшим вокруг себя много учеников, главным из которых стал Миларепа. Из-за плохой кармы, накопленной прошлыми действиями, когда он был магом, Миларепа подвергся испытанию тяжким многолетним трудом, до того как Марпа впервые дал ему поучения. Потом Миларепа провел много лет, практикуя в пещерах, достиг Просветления и прославился как поэт и святой. Он умер в возрасте 80 лет, передав линию близкому ученику Гампопе, который ранее был известным доктором. Гампопа стал первым монахом в Школе Кагью и основал монашескую систему Кагью. Он также сформулировал поучения в таких практических текстах, как «Драгоценное украшение Освобождения», показывающих постепенный путь к Освобождению.
От трех основных учеников Гампопы произошли четыре главных и восемь малых школ линии Кагью. Главные школы все слились в Карма Кагью с Кармапой в качестве главы. Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа был наиболее одаренным учеником Гампопы. Рано в своей жизни он проявил большую духовную силу и чистоту и на 16-м году жизни получил от дакинь Черную корону, наделяющую знаниями прошлого, настоящего и будущего. Эта корона передавалась всем последующим Кармапам, являющимся воплощениями, или тулку, Дюсум Кхьенпы. Все Кармапы непрерывно работают для распространения учений Будды, и считаются излучениями бодхисаттвы Любящие Глаза (тиб.:Ченрези, санскр.: Авалокитешвара).

Тилопа

Линия Карма Кагью берет свое начало за 200 лет до Первого Кармапы, от индийского источника знаний – Тилопы (928 - 1009). Его часто можно видеть вверху традиционных изображений, или тханок, дерева прибежища Кагью, и Тилопа выглядит аскетом до последнего дюйма.
Он родился в семье брамина в Восточной Индии. Тилопа был совсем маленьким, когда встретился с известным мастером Нагарджуной. Позднее, благодаря сверхъестественным способностям Тилопы, государственный оракул выбрал его правителем небольшого индийского королевства. Несколькими годами позже, разочаровавшись в мирской власти, он отказался от трона и стал монахом тантрического храма Сомапури в Бенгалии. Говорят, что однажды к нему в видении явилась дакиня и даровала ему свою мудрость в качестве пути к Просветлению. Не желая упускать такой возможности, Тилопа попросил у нее поучений и получил посвящение в Тантру Будды Высшей Радости (санскр.:Чакрасамвара, тиб.: Демчог), которую он легко понял в силу своих способностей. В течение двенадцати лет Тилопа практиковал Тантру Будды Высочайшей Радости в Сомапури, но когда в монастыре увидели, что он взял себе партнершу для занятий йогой союза, его заставили покинуть монашеское общество.
Изгнание пошло Тилопе на пользу, так как он путешествовал по Индии, находил многих учителей и практиковал их методы. В этот период жизни он зарабатывал себе на пропитание тем, что размалывал семена кунжута (на санскр. "тил") для получения масла – что и дало ему то имя, под которым мы его знаем. Прямую передачу Великой печати (Махамудры) и других поучений он получил непосредственно от Будды Держателя Алмаза (санскр. Ваджрадхара, тиб.: Дордже Чанг), который стал для Тилопы коренным ламой. Хотя он предпочитал жить в далеких и негостеприимных местах, его слава мастера практики Дхармы принесла ему превосходных учеников, среди которых держателем линии он избрал Наропу.

Наропа

Родившись принцем в Бенгалии, Наропа (956 - 1040) взбунтовался против своей королевской учебы. В восемь лет он требовал поехать в Кашмир, чтобы пройти интеллектуальное обучение у лучших учителей того времени и, три года спустя, он наконец-то занялся изучением логики, естественных наук, грамматики, риторики и искусства.
Тем временем его родители, следуя традициям того времени, готовились к его свадьбе с Вималадипи, девушкой браминского происхождения. По его возвращении состоялась брачная церемония, однако восемь лет спустя он настоял на расторжении брака, вернулся в Кашмир и занялся дальнейшим обучением.
Несколько лет спустя, в возрасте двадцати восьми лет, дела привели его в университет Наланды, возле Пуллахари, известный своими буддийскими философами, где Наропа в результате стал настоятелем. Однажды перед ним появилась дакиня, которая сказала, что практика Дхармы является важнее философствования, и что он должен искать некоего Тилопу для получения наставлений. Вернув свои обеты, Наропа отправился на восток в поисках учителя – их часто вместе изображают на тханках. В конце концов, он встретил Тилопу, не узнав его, и был подвергнут двенадцати изнурительным испытаниям. Тем не менее, он овладел поучениями Тилопы и многому научил своих учеников.

Марпа

Двух учеников Наропы встретил по дороге тибетец Марпа (1012–1097), пришедший в Непал в поисках Дхармы. Будучи буддистом с детства, он выучил санскрит у ламы Дрогми из линии Сакья, а затем обменял все свое имущество на золото, готовясь к поискам учителя. Марпа был так впечатлен учениками Наропы, что сам решил стать его учеником. Много лет он получал поучения от Наропы, а также учился у именитых индийских мастеров, включая Джянагарбху, Кукурипу и Майтрипу. Овладев поучениями, Марпа вернулся в Лходрак в Южном Тибете, где жил вместе с женой Дагмемой и двумя сыновьями. Он переводил буддийские тексты с санскрита на тибетский много лет. Будучи известным переводчиком, он привлек группу учеников, которым передал плоды своих индийских поисков. Он еще два раза путешествовал в Индию, привез через горные перевалы много поучений. Когда он вернулся, обнаружил ученика Миларепу, которого к нему послали.

Миларепа

Родом из провинции Гунгтханг в Западном Тибете, рядом с Непалом. У Миларепы (1052–1135) было тяжелое детство и темная молодость. Ему было семь лет, когда умер отец, а родственники забрали всю собственность отца и плохо обращались с понесшей утрату семьей. Мать от горя послала Миларепу изучать черную магию, чтобы отомстить тем, кто отравил ей жизнь. Ее желание сбылось: Миларепа стал профессионалом в тех практиках, которые изучал, он обрушил на родственников волну разрушений, убив многих. Однако он начал раскаиваться в содеянном, и стал искать помощи в очищении негативной кармы, которую накопил за время своей мстительной юности. Вначале он учился у ламы Ронгтона из линии Ньингма, который, увидев, что Миларепа больше подходит в ученики Марпе, отправил его ожидать возвращения Марпы из путешествия.
Компенсацией Миларепы были годы трудных испытаний в руках мастера. Кроме всего прочего, он выстроил девятиэтажную башню по описанию Марпы. Но, в конце концов, Марпа дал Миларепе полную передачу всего, что он получил от Наропы и других индийских мастеров. Практикуя эти учения много лет, Миларепа достиг Просветления, и обрел славу благодаря своим песням, тиб.: доха. Из его собственных учеников держателем линии стал Гампопа.

Гампопа

Гампопа (1079–1135) родился в Ньяле (Восточный Тибет) в семье потомственных врачей. В 22 года он женился, потом стал отцом двоих сыновей. Спустя несколько лет эпидемия унесла жизни обоих, несмотря на все его врачебное мастерство. Вскоре заболела и жена. Помощь Гампопы тоже не имела никакого эффекта. Перед смертью жена просила его не жениться снова, а стать монахом.
Можно сомневаться в мотивах, однако, Гампопа в возрасте 26 лет стал монахом традиции Кадампа. Он очень старался, учился у многих мастеров и приобрел большой опыт, пока однажды в возрасте 32 лет не услышал разговор о Миларепе. Чувствуя прилив доверия от этих рассказов, Гампопа понял, что йогин Миларепа и есть его настоящий учитель. Тогда он отправился на поиски учителя – изнурительные, но все же успешные.
Гампопе, талантливому писателю, обладающему глубоким пониманием, Миларепа доверил полную передачу линии Кагью. Гампопа – единственный ученик Миларепы, который удостоился этого, перед тем как покинуть учителя и отправиться в ретрит в Дагпо (Южный Тибет). Там он основал монастырь Даглха Гампо, который привлек множество учеников. Четверо из них основали четыре «главные» ветви линии Кагью. Восемь «малых» ветвей появились позднее. Один из тех четырех учеников, Дюсум Кхьенпа, стал следующим держателем линии Кагью и Первым Кармапой.

Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа

Родившись в семье практикующего буддиста в Ратайе, в Восточном Тибете, Дюсум Кхьенпа (1110–1193) получил свои первые поучения по Дхарме от отца, и продолжал обучение с другими буддийскими учителями, пока ему не исполнилось двадцать лет. Затем он переехал в Центральный Тибет, где посвятил следующие двенадцать лет практике Дхармы и обучению у знаменитых ученых, среди которых были Кьябпа Чекьи Сенге и Патцаб Лоцзава Ньима Траг. В возрасте тридцати лет Дюсум Кхьенпа получил поучения Кагью от Гампопы. Дальше он был связан с линией, получив поучения от Речунгпы и других учеников Миларепы. Глубина его практики была такова, что он развил сиддхи (силы), позволившие ему посетить священные места Алмазного пути в Индии. В одном из них, Уддияне, дакини поделились с ним своими поучениями о мудрости. В сорок четыре года он покинул Центральный Тибет и вернулся на родину в Восточный Тибет, где провел тридцать девять лет до самой смерти, основав три процветающих монастыря, делясь учениями Кагью и тренируя своих учеников. В качестве следующего держателя линии он выбрал из них Дрогёна Речена.

Дрогён Речен

Дрогён Речен (1148–1218) из области Цанг в Центральном Тибете, в девять лет был отдан на обучение ламе Сангри Репе из линии Кагью. Лама заболел незадолго до конца полного обучения Дрогёна Речена, и, предчувствуя свой уход, отправил Дрогёна на поиски учеников Миларепы, зная, что они могут сделать из его ученика реализованного мастера. Дрогён Речен не только последовал совету своего учителя, но дополнительно получил поучения линии Ньингма, происходящие от Вималамитры – индийского учителя. Он достиг высокой реализации в практике. Дрогён Речен слышал о Первом Кармапе и хотел оценить своего потенциального соперника. Во время их встречи демонстрация способностей Кармапы полностью ошеломила молодого человека, который немедленно стал его учеником. Постепенно он получил полную передачу Карма Кагью и стал держателем линии.

Помдрагпа Сёнам Дордже

Однажды его посетил Помдрагпа Сёнам Дордже (1170–1249), которого он немедленно признал высокоодаренным учеником и следующим держателем линии Кагью. Этот мальчик научился грамоте в пять лет, с девяти лет стал учеником Ламы Лхаканга Ганга, в четырнадцать лет услышал о Дрогёне Речене и испытывал необходимость встретиться с ним. Сёнам Дордже был уверен, что Дрогён Речен станет его учителем. Помдрагпа Сёнам Дордже полностью получил поучения Карма Кагью и стал талантливым мастером, чьим главным учеником стал Карма Пакши, Второй Кармапа.

Второй Кармапа Карма Пакши

Второй Кармапа Карма Пакши (1204–1283) из Чилэй Цакто Восточного Тибета был чудесным ребенком. В шесть лет он сам научился читать и писать. В десять он с фотографической точностью запоминал тексты. По пути в Центральный Тибет, куда он направился продолжать обучение, ему встретился Помдрагпа Сёнам Дордже, которому Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа сказал в видении, что этот мальчик станет следующим держателем линии. Карма Пакши убедили остаться, и он получил передачу линии Карма Кагью. Со временем он стал известен своими способностями и учениками со всего Тибета, Китая и Монголии.

Друбтхоб Ургьенпа

Друбтхоп Ургьенпа (1230–1312) стал следующим держателем линии передачи Кагью. Он родился в Лато в Северном Тибете и от природы был практиком Дхармы. Он решил, что прежде, чем начать серьезно практиковать Дхарму, следует изучить буддийскую философию. Таким образом, с семи до шестнадцати лет он упражнялся в изучении текстов. Затем уехал в Подонг Эр, монастырь в провинции Цанг, известный высоким качеством обучения, где стал лучшим из сверстников. Перед тем как отправиться в путешествие по Непалу, Китаю, Пакистану и Индии, чтобы учиться у всех учителей, которых только сможет найти, он получил поучения Кагью от мастера Гоцангпы. В пятьдесят три года он встретился с Карма Пакши, который дал Ургьенпе полные поучения Кагью и предсказал, что тот станет главным учителем Третьего Кармапы, следующего воплощения Карма Пакши.

Третий Кармапа Рангджунг Дордже

Третий Кармапа Рангджунг Дордже (1284–1339) родился в Дингри Лангкоре, поразив всех присутствующих тем, что сел и объявил себя Кармапой. Спустя три года, он снова утверждал это – сделал себе черную корону и снова объявил себя Кармапой. Прошло еще два года, прежде чем он встретил Друбтхопа Ургьенпу, который признал ребенка перерождением Карма Пакши и передал ему настоящую Черную корону, все, принадлежавшее Второму Кармапе и, не в последнюю очередь, все поучения линии Карма Кагью. Не довольствуясь этим, Рангджунг Дордже нашел мастеров всех буддийских традиций того времени и учился, в том числе, у Тропху Кунден Шераба и Ньенре Гендюн Бума. В результате, он стал очень знаменитым и привлек множество учеников. Будучи человеком практического склада, наряду с буддийскими центрами он строил мосты, принося пользу своим соотечественникам, как в духовной, так и повседневной жизни. Для потомков он написал множество текстов и комментариев, сохранив огромное количество поучений в той форме, какой мы знаем их сегодня. Двумя его главными учениками были Гьялва Юнгтон Дордже Пал, ставший следующим держателем линии, и первый Шамарпа Кхедруб Драгпа Сэнге. Линия Шамарп является второй линией перерожденцев в истории тибетской традиции (Кармапы были первой), и началась, когда Рангджунг Дордже подарил Кхедрубу Драгпа Сэнге рубиново-красную корону и титул Шамарпа (Держатель Красной короны). Красная корона является точной копией Черной короны, носимой Кармапами, и символизирующей их близкую связь. Эти короны являются символами активности для блага существ и никоим образом не означают отдельные линии. Как «Лама в Черной шапке», так и «Лама в Красной шапке» принадлежат к линии Карма Кагью. Шамарпа известен как проявление Будды Безграничного Света (санскр. Амитабха, тиб.: Опаме),

Гьялва Юнгтон Дордже Пал

Гьялва Юнгтон Дордже Пал (1296–1376) родился в Южном Тибете, в Цонгду Гурмо, на рыночной площади которого в возрасте пяти лет он встретился с ученым Тропху Кенчен Сёнам Сенге. Оторвавшись от матери, ребенок показал такую преданность, что получил обет прибежища и правила для мирян прямо там и тогда. В пятнадцать лет он поступил в монастырь школы Ньингма Угпа Лунг, где ламы Зурчунг и Бале обучали его Тантраяне. Свою академическую карьеру он продолжил в монастырском колледже Шалу, достигнув широкой известности в качестве знатока сутр и тантр. Только после встречи с Третьим Кармапой и изучения абсолютного смысла поучений, он достиг высшей реализации.

Четвертый Кармапа Ролпе Дордже

Четвертый Кармапа Ролпе Дордже (1340–1383) не уступал своему предыдущему перерождению. Только родившись в провинции Конгпо Центрального Тибета, он сел и заговорил мантру Будды Любящие Глаза (Ченрезига) «Ом Мани Пеме Хунг Шри». Оставив в предыдущем перерождении своему секретарю Ринчен Палу ясные инструкции, по каким признакам искать, Кармапа был быстро найден, и началось его обучение. В шесть лет он принял прибежище и наставления для мирян от Тхогден Гон Гьялвы, который также обучил молодого Кармапу Тантраяне. В путешествии по Центральному Тибету он встретил держателя линии Гьялва Юнгтон Дордже Пала и убедил его в том, что он – Кармапа, рассказав множество историй из своей предыдущей жизни Третьего Кармапы. Он попросил Гьялва Юнгтон Дордже Пала дать ему передачу поучений линии Карма Кагью. После окончания обучения Ролпе Дордже много путешествовал по Тибету и Китаю, давал поучения ученикам. Самым главным учеником Кармапы был Второй Шамарпа, ставший следующим держателем линии Карма Кагью.

Второй Шамарпа Качё Вангпо

Второй Шамарпа Качё Вангпо, признанный Четвертым Кармапой в качестве перерождения Кхедруба Драгпа Сенге, Первого Шамарпы, исполнил, таким образом, предсказание Второго Кармапы Карма Пакши, о том, что «будущие Кармапы будут проявляться в двух формах». Тибетские исторические летописи, такие как тексты Голо Шонну Пала (1392–1481), Паво Цуглаг Тренгвы (1504–1516), пятого Далай-ламы, Нгаванг Лоцанг Гьямцо (1617–1682) и восьмого Ситупы Чекьи Юнгнэй (1700–1774), говорят о Кармапе как о Карма Шанакпе (Кармапа – Держатель Черной короны), а о Шамарпе как о Карма Шамарпе (Шамарпа – Держатель Красной короны).

Пятый Кармапа Дэшин Шегпа

Дэшин Шегпа, Пятый Кармапа (1384–1415), когда родился в Ньянг Даме, районе Южного Тибета, немедленно сел, вытер лицо и заявил: «Я – Кармапа. Ом Мани Пеме Хунг Шри». Ринчен Пал, секретарь Третьего Кармапы, узнавший Четвертого Кармапу и ставший его секретарем, обнаружил и узнал Пятого Кармапу, и стал ему секретарем в третий раз. Дэшин Шегпа был перевезен в Цава Пху в Конгпо, где жили многие ученики Четвертого Кармапы. Шамар Качё Вангпо немедленно признал ребенка перерождением Ролпе Дордже, поднес ему Черную корону и другие принадлежности Четвертого Кармапы. Он дал Кармапе полный цикл поучений Кагью. Кармапа Дэшин Шегпа был знаменитым путешественником, давая поучения в Тибете, Монголии и Китае, куда его пригласил император Тай Мингчен, с энтузиазмом ставшим учеником Дэшин Шегпы. По возвращении в Тибет спустя несколько лет, Кармапа построил множество святынь и ступ, продолжал учить и давать посвящения. Он нашел следующее перерождение Шамара, Чёпела Йеше (1406–1452), принял его монашеские обеты и дал полную передачу Кагью. Следующим держателем линии, однако, был его ученик Ратнабхадра.

Ратнабхадра

Ратнабхадра (тиб. – Ринчен Зангпо) родился в XV веке провинции Соксам. В раннем возрасте стал монахом. Получая образование у основных мастеров того времени, он стал одним из величайших ученых и мастеров – практиков Дхармы. Получив от Пятого Кармапы наставления, указывающие на окончательный смысл поучений Кагью, он достиг полного осознавания абсолютной природы реальности. Со временем, Ринчен Зангпо стал учителем Шестого Кармапы Тонгва Дёндена.

Шестой Кармапа Тонгва Дёнден

Рождение Шестого Кармапы Тонгва Дёндена (1416–1453) в Нгомто Шакьяме, недалеко от Карма Гёна в Восточном Тибете, было ознаменовано множеством удивительных знаков. Месяц спустя, когда мать несла его с собой просить милостыню, он очень разволновался, когда они столкнулись с Нгомпой Джадралом, учеником Пятого Кармапы. Нгомпа Джадрал спросил, кто этот ребенок, тот улыбнулся в ответ и сказал: «Я – Кармапа». В течение семи месяцев он заботился о ребенке, перед тем как отвезти его в Карма Гён – один из трех главных монастырей Кармапы в Тибете. Несмотря на свой юный возраст, Тонгва Дёнден немедленно начал учить. В три года он встретил Ратнабхадру и получил полную передачу Кагью. В шесть лет он создал несколько тантрических ритуалов. Третий Шамарпа Чёпел Йеше приехал в Карма Гён, чтобы короновать Кармапу и дать ему дальнейшие наставления. В возрасте девяти лет его посвятил в монашество Кенчен Сёнам Зангпо в монастыре Волкар Таши Танг. Тонгва Дёнден всь жизнь много учил, строил монастыри и святыни по всему Тибету. Бенгар Джампел Зангпо и первый Гьялцаб Гошир Палджор Дёндруб стали его двумя главными учениками и держателями линии. Позже они стали главными учителями Седьмого Кармапы Чёдрага Гьямцо.

Бенгар Джампал Зангпо

Бенгар Джампал Зангпо (XV–XVI века) родился в области Дамшанг в Восточном Тибете, начал буддийскую практику в очень юном возрасте. Он медитировал на Тару несколько лет до тех пор, пока, совершенствуя ее, не достиг возможности встретиться с ней. Цальмиг Самтен Зангпо дал ему рукоположение. После чего с двадцати лет он учился Сутраяне и Ваджраяне с великим ученым Ронгтоном. В дальнейшем он провел четыре года, получая поучения по Шести йогам Наропы от Шестого Кармапы. Достигнув полной реализации значения поучений Кагью, он стал достаточно опытным для того, чтобы стать учителем Седьмого Кармапы.

Первый Гьялцаб Гоши Палджор Дёндруб

Гоши Палджор Дёндруб (1427–1489) родился в Ньемо Яктенге в Центральном Тибете, и в пять лет попал под покровительство Шестого Кармапы. Спустя девять лет, Кармапа назначил Палджора Дёндруба своим секретарем, а его образование и тренировку поручил Шамару Чёпелу Йеше, Ньяку Покпа Сонам Зангпо и Бенгару Джампалу Зангпо.

Седьмой Кармапа Чёдраг Гьямцо

Седьмой Кармапа Чёдраг Гьямцо (1454–1506) был из Кьилхи, что в Северном Тибете. Сказано, что сразу после рождения, он сам вытер лицо и произнес «Ах» – санскритский слог, символизирующий абсолютную природу реальности. Находящийся неподалеку монастырь Ньево Нгартенг возглавлял Чо Палджор, ученик Шестого Кармапы, который во сне увидел, что его учитель переродился в Кьилхе. Он начал поиски и нашел ребенка спустя семь дней после его рождения. Младенец сразу узнал вещи Шестого Кармапы и положил руки на голову Чо Палджора для благословения. Спустя семь недель Чёдраг Гьямцо был доставлен в Арик Тханг, где раньше учил Тонгва Дёнден и где располагалось огромное, подобное трону сиденье, сделанное из каменных плит. Ребенок благословил десять тысяч человек, пришедших поприветствовать его. Гошир Палджор Дёндруб дал серию посвящений Седьмому Кармапе, когда ему исполнилось четыре года. А в восемь лет в Карма Гёне Кармапа получил поучения Карма Кагью от Бенгара Джампала Зангпо и Гошира Палджора Дёндруба.
Его приглашали учить и давать посвящения по всему Тибету. Во время своих поездок он написал много текстов и комментариев. Он занимался развитием множества учеников, которые ездили вместе с ним. Они, живущие в палатках, как кочевники, – число которых, говорят, доходило до нескольких тысяч – вели суровую жизнь, следуя строгому расписанию поучений и практики, разработанному Кармапой. Будучи в Ньириро Донг Це, Чёдраг Гьямцо встретил Четвертого Шамарпу, которому дал полные поучения. Другой его ученик Денма Друбчен Таши Палджор стал следующим держателем линии.

Третий Ситупа Таши Палджор

Денма Друбчен Таши Палджор (1457–1525) родился в провинции Ден в Восточном Тибете. В возрасте пяти лет, услышав произнесенное имя Кармапы, он проявил сильную преданность. Год спустя произошла их личная встреча, и Кармапа дал мальчику имя Таши Палджор. С девяти до шестнадцати лет ученый Сангье Пал обучал его сутрам, после чего Таши Палджор решил вернуться к Кармапе. Потому что решил, что только исключительный учитель может привести его к Просветлению. Семь лет он учился у Кармапы. Потом, как Миларепа, Таши Палджор ушел в горы, понимая, что свобода от самсары может наступить только через практику поучений в жизни. После двадцати лет уединенного отшельничества он достиг полной реализации. Вскоре Третий Ситупа стал учителем Восьмого Кармапы Микьо Дордже.

Восьмой Кармапа Микьо Дордже

Сразу после своего рождения в провинции Нагам Чу в Восточном Тибете Восьмой Кармапа Микьо Дордже (1507–1554) сел и провозгласил: «Я – Кармапа! Я – Кармапа!». Его отец разыскал Гьялцаба Таши Намгьяла, чтобы просить совета о своем замечательном сыне. Гьялцаб сказал, что, возможно, ребенок является перерождением Кармапы, и поручил заботиться о нем, помня об этом. Почти одновременно семья по имени Амдо из Конгпо в Центральном Тибете, сообщила о сыне, который заявил, что является Кармапой. Гьялцаба Таши Намгьяла попросили навестить второго ребенка. Тем временем, первого ребенка отвезли в местечко Лхо Ронг в провинции Риво Че, где собралось множество учеников Седьмого Кармапы Чёдрага Гьямцо. Все были убеждены, что именно он является перерождением их учителя. Так начался тяжелый период, когда две стороны настаивали на поддержке именно своего кандидата. Наконец, Гьялцаб организовал встречу и проверку двух детей. Следуя традиции, каждому предлагалось выбрать вещи предыдущего Кармапы из подобранных предметов. Микьо Дордже прошел тест, выбрав правильные предметы, его соперник – нет. Таким образом, Микьо Дордже был провозглашен Кармапой, а его соперник объявлен перерождением Зурманг Чунгцанга из монастыря Зурманг в Восточном Тибете.
Микьо Дордже получил полные поучения Кагью от Третьего Ситупы Таши Палджора и закончил свое обучение у целого ряда реализованных мастеров. Восьмой Кармапа написал множествр трактатов и основал несколько монастырских учебных заведений. В качестве держателя линии он выбрал Пятого Шамарпу Кёнчог Йенлага, которого он нашел и передал передачу Кагью. Микьо Дордже заявил, что воплощения Кармапы и Шамарпы неразделимы и составляют один и тот же поток ума.

Пятый Шамарпа Кёнчог Йенлаг

Пятый Шамарпа Кёнчог Йенлаг (1526–1583) стал великим ученым и мастером-практиком, написал семь прекрасных текстов по практике Дхармы. Он нашел Девятого Кармапу Вангчуга Дордже и стал учителем.

Девятый Кармапа Вангчуг Дордже

Девятый Кармапа Вангчуг Дордже (1556–1603) родился в регионе Трешод в Восточном Тибете. После рождения он сел и объявил: «Я – Кармапа!» Неудивительно, что это породило множество разговоров у соседей, и молва дошла до Кьямо Нангсо Чокьюнга Таши, ученика Микьо Дордже, которому мастер сказал, что тот будет служить ему еще раз. Он пришел посмотреть ребенка и привел его в монастырь Кьямо Лхундруб Це. В конце концов, об удивительном ребенке узнали Шамар Кёнчог Йенлаг и Ситу Чёкьи Гоча и узнали в нем Кармапу. Шамарпа встретился с новым Кармапой в Лхундруб Це и дал ему Прибежище и поучения. Позже Ситупа посетил ребенка, чтобы дать ему посвящение долгой жизни на Амитаюса, Будду Безграничной Жизни.
После того, как Вангчуг Дордже получил полную передачу линии Карма Кагью, он начал путешествовать и учить по всему Тибету. Он часто выступал в качестве судьи в местных спорах и много сделал для улучшения жизненных условий людей. Его считали как светским лидером Тибета, так и великим духовным учителем.
Он нашел шестое перерождение Шамарпы, Чёкьи Вангчуга, который стал его главным учеником и следующим держателем линии.

Шестой Шамарпа Чёкьи Вангчуг

Искусство Шестого Шамарпы Чёкьи Вангчуга (1584–1629) в ведении дебатов было настолько гениальным, что Ринпоче стал известен как Пандита Севера, Всеведущий Шамарпа, которым восхищается Манджушри (Будда Мудрости). Шамар знаменит своей глубокой проницательностью: в семнадцать лет он помнил наизусть пятьдесят томов сутр и тантр, и позже написал десять текстов, объясняющих традиции сутры и тантры. Он стал учителем Деси Цангпы, правителя Центрального Тибета. Во время путешествия в Восточный Тибет в качестве дипломата и посредника в межрегиональных волнениях, он узнал Десятого Кармапу Чёйинга Дордже и стал его учителем. Последующие поездки привели его в Непал, где он обучал буддизму короля Лаксмана Нарана Сингха и других последователей на санскрите. Он умер в горах Гелампура, возле пещеры, в которой когда-то практиковал великий тибетский йогин Миларепа.

Десятый Кармапа Чёйинг Дордже

Десятый Кармапа Чёйинг Дордже (1604–1674) родился в Кайтри Танге в провинции Голог на далеком северо-востоке Тибета. Его признал в качестве перерождения и возвел на трон Шестой Шамарпа Чёкьи Вангчуг, который дал ему полную передачу поучений Карма Кагью.
Кармапа путешествовал с поучениями по всему Тибету, пока не возникли определенные политические трудности. Нгаванг Лоцанг Гьямцо, пятый Далай-лама, стал официальным правителем Тибета, и этот пост закрепился с тех пор за его перерождениями. Он заключил соглашение с монгольским правителем Гошир Ханом. Последовавшее религиозное преследование в Тибете жестоко ослабило линию Карма Кагью и поставило Кармапу в такое трудное положение, что он был вынужден покинуть страну. Чёйинг Дордже реализовывал добродетель бедности и основал несколько монастырей на пути через Непал и Бирму в китайскую провинцию Юньнань. Прошло двадцать лет, прежде чем он смог вернуться на родину. Он нашел Седьмого Шамарпу Йеше Ньингпопередал ему полностью все поучения Карма Кагью и выбрал его в качестве держателя линии.

Седьмой Шамарпа Йеше Ньингпо

Седьмой Шамарпа Йеше Ньингпо (1631–1694) посвятил свою жизнь практике Дхармы. Следуя наставлениям, данным ему Чёйингом Дордже, он нашел воплощение Одиннадцатого Кармапы и стал его учителем.

Одиннадцатый Кармапа Йеше Дордже

Одиннадцатый Кармапа Йеше Дордже (1676–1702) родился в Майшо, в Восточном Тибете. Его нашел Шамар Йеше Ньингпо, который взял его в свой монастырь Янгпачен в Центральном Тибете. Затем возвел Одиннадцатого Кармапу на трон в Цурпху, одной из трех главных резиденций Его Святейшества Тибете. Не только Шамарпа давал ему поучения Карма Кагью, но и тертоны Минджур Дордже и Тагшам Нуден Дордже также дали ему учения Терчо относительно содержания и смысла «скрытых сокровищ», происходящие от индийского мастера Падмасамбхавы. Таким образом, сбылось записанное в текстах предсказание Падмасамбхавы, о том, что Одиннадцатый Кармапа будет держателем определенных линий Терчо. Йеше Дордже также нашел и признал Восьмого Шамарпу Палчена Чёкьи Дёндруба, ставшего его близким учеником и следующим держателем линии.

Восьмой Шамарпа Палчен Чёкьи Дёндруб

Восьмой Шамарпа Палчен Чёкьи Дёндруб (1695–1735) родился в непальской семье в Гелампуре – в этом месте он умер двумя перерождениями ранее. Одиннадцатый Кармапа Йеше Дордже послал туда представителя с точными инструкциями, как найти мальчика. В возрасте семи лет Восьмого Шамарпу привезли в Тибет, где Кармапа возвел его на трон и руководил его последующим образованием.

Двенадцатый Кармапа Джангчуб Дордже

Двенадцатый Кармапа Джангчуб Дордже (1703–1732) родился в Чиле Чакхоре в провинции Дэге, расположенной в Кхаме, в Восточном Тибете. Шамарпа услышал разговор о поступках удивительного ребенка и отправил своих помощников на поиски. Посланники привезли ребенка в Карма Гён, один из главных монастырей Кармапы, где показали его Шамарпе Палчену Чёкьи Дёндрубу. Оставшуюся часть жизни они провели вместе в путешествиях по Непалу, Сиккиму, Бутану, Индии и Китаю, где давали поучения и благословения. Только один день разделил их смерти. Оба передали поучения линии Карма Кагью Восьмому Ситупе и назвали его держателем линии.

Восьмой Ситупа Чёкьи Джунгне

Восьмой Ситупа Чёкьи Джунгне (1700–1774) был учеником Восьмого Шамарпы Палчена Чёкьи Дёндруба. В своей автобиографии «Ясное кристальное зеркало» Ситупа пишет, что Шамарпа является воплощением Амитабы, Будды Безграничного Света, и что именно связь с Шамарпой придала смысл его жизни. Он также отмечает (стр. 32, строка 3, в редакции доктора Локеша Чандры), что Кармапа и Шамарпа имеют равный статус, показанный также и тем, что их троны имеют одинаковую высоту. Двенадцатый Кармапа и Восьмой Шамарпа по дороге в Китай встретили Ситу Чёкьи Джунгне в Восточном Тибете в 1735 году. Они сказали своему ученику, что он должен руководить линией Карма Кагью, пока они не вернутся в следующих перерождениях. Когда Ситупа услышал об их смерти, он начал поиски их воплощений с помощью мастера линии Ньингма Катога Ригдзина Цеванга Норбу.

Тринадцатый Кармапа Дюдюл Дордже

Тринадцатый Кармапа Дюдюл Дордже (1733–1797) родился в Чава Дронге в Южном Тибете, Когда Кармапе было пять лет, его нашел Ситупа и привез в Цурпху. В продолжающемся расширении сектантской политики своего времени Седьмой Далай-лама Калзанг Гьямцо вместе со своим премьер-министром Сёнамом Тхобдже установили правило, в соответствии с которым все правительственные чиновники должны быть из школы Гелугпа. Вследствие этого, новому перерождению Кармапы требовалось одобрение Далай-ламы. Одобрение было получено, и Тринадцатый Кармапа Дюдюл Дордже и Девятый Шамарпа Гевай Джунгне были официально возведены на трон. Кармапа получил от Ситупы полные поучения. А Шамарпа прожил лишь восемь лет, ускорив еще один спор. Впоследствии, Дюдюл Дордже и Ситупа с помощью Като Ригдзина Цеванга Норбу признали десятое перерождение Шамарпы в младшем брате Четвертого Панчен-ламы Палдена Йеше. Седьмой Гьялцаб Ринпоче (1699–1765), однако, считал, что он нашел Десятого Шамарпу, признав его в сыне богатой семьи Гер Намсайлинг и получив одобрение монахов Шамарпы из монастыря Янгпачен, главной резиденции Шамарпы в Тибете. Спор в конечном итоге дошел до суда, который вынес решение в пользу претендента Кармапы, а не Гьялцаба.

Десятый Шамарпа Мипхам Чёдруб Гьямцо

Десятый Шамарпа Мипхам Чёдруб Гьямцо (1742–1793) был найден Тринадцатым Кармапой и Ситупой. От них он получил полную передачу поучений Карма Кагью. Скоро он стал великим ученым и мастером – практиком Дхармы. В 1780-х годах он уехал в Непал, где восстановил Ступу Сваямбху, знаменитое место паломничества, и своей эрудицией привлек множество учеников. Умер Десятый Шамарпа рядом со Ступой Бодхнатх в Непале.

Девятый Ситупа Пэма Ньингдже Вангпо

Девятый Ситупа Пэма Ньингдже Вангпо (1774–1853) был также найден и признан Тринадцатым Кармапой, Дюдюлом Дордже при помощи Десятого Шамарпы и Седьмого Паво Ринпоче Цуглага Гавы. Линия Паво Ринпоче – это еще одна линия перерождающихся лам, связанная с линией Карма Кагью. Девятого Ситу Ринпоче возвел на трон Тринадцатый Кармапа. Гуру Ринпоче – индийский мастер, известный также как Падмасамбхава, принесший Буддийское учение в Тибет, – предсказал, что вернется в качестве Пэма Ньингдже Вангпо. Его двумя главными учителями стали Тринадцатый Кармапа и Десятый Шамарпа. В дальнейшем он расширял свои знания с помощью других мастеров. Он основал много центров отшельничества, где обучал Дхарме и способствовал распространению практик Кагью. Он стал учителем не только Четырнадцатого Кармапы, но и Первого Джамгёна Конгтрула Ринпоче.

Четырнадцатый Кармапа Тхегчог Дордже

Четырнадцатый Кармапа Тхегчог Дордже (1798–1868) родился в деревне Дананг в регионе До Кхам в Восточном Тибете. Его нашел Лама Другчен Чёкьи Нангва, держатель письма Тринадцатого Кармапы, где содержались подробности будущего перерождения Кармапы. Tхегчог Дордже был посвящен в монахи Девятым Ситупой Пэма Ньингдже Вангпо и Ламой Другченом Чёкьи Нангва. Они оба дали Кармапе полную передачу поучений Карма Кагью. Позже Четырнадцатый Кармапа оказался в необычном положении, принимая поучения от одного из своих ближайших учеников – Первого Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхае, которому посчастливилось получить редкие поучения Терчо. Кармапа Тхегчог Дордже учил по всему Тибету. Он нашел Десятого Ситупу Пэма Кюнзанга, но следующим держателем линии стал Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае.

Первый Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае

Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае (1813–1899) родился в деревне Рангьяб в провинции Дерге в Восточном Тибете. Будда Шакьямуни в Самадхираджасутре, Падмасамбхава в термах (тайных поучениях, спрятанных для последующих открытий) – оба предсказали появление этого человека. Будда описал его как выдающуюся личность, которая принесет пользу многих существам. Первый Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае стал учителем Пятнадцатого Кармапы Кхакхьяба Дордже, передав ему полные поучения Карма Кагью.

Пятнадцатый Кармапа Кхакхьяб Дордже

Пятнадцатый Кармапа Кхакхьяб Дордже (1871–1922) произносил мантру Ченрезига (Будды Любящие Глаза) во время своего рождения в деревне Шелкар провинции Цанг в Центральном Тибете. Спустя пять лет он уже мог читать тексты Дхармы. Признанный и возведенный на трон Девятым Другченом Ринпоче, Кхакхьяб Дордже получил поучения Карма Кагью от Первого Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхае. Кхенчен Таши Озер, Паво Ринпоче и другие мастера продолжили передачу важных поучений Кармапе. Позже Кхакхьяб Дордже много учил и давал посвящения по всему Тибету, сохранил и переиздал огромное количество редких текстов. В отличие от предыдущих Кармап, Кхакхьяб Дордже женился и стал отцом трех сыновей, двоих из них он признал в качестве Второго Джамгёна Конгтрула Кхьенце Озёра и Одиннадцатого Шамарпы Джамьянга Ринпоче. Среди его ближайших учеников были Ситу Пэма Вангчук Гьялпо (которого Кармапа признал перерождением Ситупы), Второй Джамгён Конгтрул Кхьенце Озёр и Беру Кхьенце Лодре Ринпоче.

Одиннадцатый Ситупа Пэма Вангчуг Гьялпо

Одиннадцатый Ситупа Пэма Вангчуг Гьялпо (1886–1953) был возведен на трон Кармапой, который стал его главным учителем, давшим ему абсолютные поучения Карма Кагью. В обучении Одиннадцатого Ситу Римпоче важную роль сыграл также Первый Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае. После многих лет обучения у разных мастеров, Ситупа стал прекрасным ученым и много путешествовал по Тибету, делясь своими знаниями. Позже он нашел, возвел на трон и обучал Шестнадцатого Кармапу Рангджунга Ригпе Дордже.

Второй Джамгён Конгтрул Кхьенце Озер

Второй Джамгён Конгтрул Кхьенце Озер (1904–1953) родился в монастыре Цурпху и был сыном Пятнадцатого Кармапы Кхакхьяба Дордже. Его признал и возвел на трон его отец, который передал ему полные поучения Карма Кагью. Кхьенце Озер уехал в Цадра Ринчен Драг, резиденцию Первого Джамгёна Конгтрула, и учился там у многих опытных мастеров, среди которых был Зурманг Трунгпа Чекьи Ньиндже. Второй Джамгён Конгтрул давал поучения по всему Тибету, а также придавал большое значение личной практике Дхармы. Будучи держателем Золотой линии Карма Кагью, он передал свои сокровенные знания следующему Кармапе – Рангджунгу Ригпе Дордже.

Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже

Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже (1924–1981) родился в Денкхоге в провинции Дерге в Кхаме, области Восточного Тибета. Джампалу Цультриму, личному слуге Пятнадцатого Кармапы, было доверено письмо, описывающее обстоятельства нового рождения Кармапы. Джампал Цультрим отдал это письмо властям монастыря Цурпху, которые, прояснив у Беру Кхьенце, Ситупы и Джамгёна Конгтрула определенные пункты, послали поисковую группу, успешно обнаружившую ребенка. Он был доставлен в монастырь Пальпунг, где Ситу Пэма Вангчуг Гьялпо посвятил его в монахи, дал ему обет Бодхисаттвы и множество поучений. Дополнительно Беру Кхьенце Ринпоче обучал его тантре, Бо Канкар Ринпоче учил его сутрам, а Второй Джамгён Конгтрул Кхьенце Озер дал поучения по Великой печати (Махамудре) и Шесть йог Наропы. Своими основными учителями он считал Ситу Пэма Вангчуга Гьялпо и Джамгёна Конгтрула Кхьенце Озера.
Его жизнь была похожа на жизнь его предшественников, он ездил и много учил по всей стране. Но затем вмешались политические обстоятельства: в 1950 году китайцы захватили Тибет. Далай-лама с правительственными чиновниками и многими высокими ламами, включая Шестнадцатого Кармапу, присутствовали на переговорах в Пекине в надежде прийти к решению. Обсуждения были успешными для получения отсрочки для тибетского народа, но в 1959 году китайцы продолжили аннексировать Тибет, и тогда Кармапа со своими учениками бежал в Индию.
Король Сиккима Таши Намгьял предложил Кармапе землю, на которой Его Святейшество построил монастырь Румтек. Кармапа также принял приглашение от короля Бутана Джигме Дордже Вангчуга посетить его страну. Он совершил поездку в Ладакх, где учил во многих монастырях. Потом он отправился в паломничество по святым местам Индии и Непала. В своих усилиях распространить Дхарму, он все больше путешествовал. В 1974 году он в первый раз посетил Запад, так как центры Дхармы к тому времени основывались по всему миру, и привлек большое число последователей.

Приложение
Один Кармапа не упоминался в этом перечислении. В биографии Чогьюра Лингпы, мастера линии Ньингма, тертона (того, кто раскрывает термы – «скрытые сокровища» – поучения Падмасамбхавы), сказано, что между Четырнадцатым и Пятнадцатым Кармапой был перерожденец, родившийся в семье, родственной с Четырнадцатым Кармапой, который прожил только два года.
Если считать это воплощение, Кхакхьяб Дордже стал бы Шестнадцатым Кармапой, а Рангджунг Ригпе Дордже – Семнадцатым, что сделало бы более понятным предсказание Пятого Кармапы Дешина Шегпы о том, что между окончанием жизни Шестнадцатого и началом жизни Семнадцатого Кармапы буддийские поучения в Тибете пойдут к упадку, китайцы восстанут против своего императора, чья линия власти прервется, китайцы вторгнутся и завоюют Тибет, и обе эти страны будут жить в страдании нищете.

.

 
Миларепа
Миларепа
 





  © все права защищены 2003